МОНОПОЛИЯ

МОНОПОЛИЯ
в узком смысле ситуация на рынке, при которой отсутствует конкуренция со стороны предложения, так как имеется лишь один продавец. В более широком смысле - положение, при котором не только один, но и несколько производителей, вступая в различные формы сотрудничества между собой, ограничивают конкуренцию или со стороны предложения (олигополия, или со стороны спроса (монопсония или олигопсония), диктуя свои условия реализации продукции на рынке. Объективную основу для монополизации рынка составляют концентрация и централизация производства и капитала. В важнейших отраслях промышленно развитых стран и прежде всего в отраслях тяжелой промышленности, новых наукоемких отраслях основную часть производства, особенно готовой продукции, дают крупные предприятия, принадлежащие 3-4 компаниям, что дает им возможность господствовать на рынке. Высокая степень концентрации производства и капитала не означает, что полностью вымываются мелкие и средние предприятия. В их существовании заинтересованы крупные компании монополистического типа, поручая им изготовление деталей, узлов и другой промежуточной продукции. На мелкие и средние фирмы часто возлагается апробирование новейшей продукции, массовое производство которой в случае ее успеха на рынке переходит крупным компаниям. Формы монополистического господства крупных М. на рынке могут быть такими: трест - крупная компания с относительно моноотраслевым производственным профилем, в руках которой значительная часть этой отрасли. Концерн - многоотраслевая компания (корпорация), в которую входят частично связанные между собой в производственном отношении предприятия, частично совершенно независимые друг от друга, но которые, опираясь на финансовое единство объединения, могут господствовать в разных отраслях. Синдикат - форма объединения крупных компаний для совместной реализации продукции. Картель- соглашение между крупными компаниями отрасли о разделе рынка. Антитрестовское законодательство западных стран ведет борьбу с разными формами М., особенно с картелями. Господство М. на рынке направлено на получение монопольной прибыли, т.е. максимально возможной высокой прибыли по сравнению с прибылью немонополистических компаний за счет потребителей, поставщиков сырья и полупродуктов, т.е. как за счет трудящихся, так и за счет доходов немонополистической буржуазии. Получение монопольной прибыли достигается путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Для поддержания уровня цен М. прибегают к сдерживанию или даже снижению производства. Вместе с тем крупные компании монополистического типа сосредотачивают в своих руках, монополизируют наиболее современную технику и технологию, так как в их распоряжении основная часть прикладных научных исследований и опытно-конструкторских разработок, и наиболее квалифицированную рабочую силу, что позволяет им добиваться относительно более низких издержек производства, что в свою очередь дает им возможность получать более высокие прибыли. Монополизиция мирового рынка имеет определенные особенности. В конце XIX - начале XX в. возникают международные М. в форме картелей, участники которых заключают между собой договор о разделе мирового рынка и установлении монопольно высоких или монопольно низких цен. Так, М. постоянно занижали цены на сырье, поставляемое на мировой рынок из развивающихся стран и произведенное на предприятиях, не принадлежащих М. После второй мировой войны на некоторых мировых товарных рынках тайно продолжают действовать международные картели, хотя во многих промышленно развитых странах приняты законы об ограничении их деятельности, а в Европейском союзе (ЕС) существует регламентация картельных соглашений. В мировом хозяйстве все большую роль стали играть крупнейшие транснациональные и межнациональные концерны, имеющие предприятия во многих странах мира и стремящиеся к монополизации производства целого ряда продуктов. В условиях высокоспециализированного производства некоторые национальные компании также смогли монополизировать рынки отдельных видов продукции. Для завышения цен крупнейшие компании используют М. качества. Вместе с тем масштабы мирового рынка несравненно больше национальных рынков. Здесь представлены продавцы и производители из разных стран и монополизировать мировой рынок намного сложнее. В современных условиях ряд новых факторов ведет к ослаблению роли М. в международной торговле. В условиях научно-технической революции (НТР) постоянно появляются новые виды продукции, зачастую имеющие те же свойства, что и уже производимые. Это обостряет конкурентную борьбу между компаниями различных отраслей из разных стран. Против М. направлена политика молодых освободившихся стран, препятствующих установлению монопольно высоких цен при покупке товаров у компаний промышленно развитых стран и борющихся против монопольно низких цен на поставляемые ими на мировой рынок сырье и продовольствие. Противостоит монополизации рынка не только антитрестовское законодательство, но и рост государственного регулирования внешней торговли в промышленно развитых странах, в том числе с помощью различного рода количественных ограничений, таможенных пошлин и др.

Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика. . 2001.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "МОНОПОЛИЯ" в других словарях:

  • МОНОПОЛИЯ — (греч.: этим. см. предыд. сл.). Исключительное право государства на производство или продажу каких либо предметов, или же предоставление им исключительного права торговли кому либо; захват торговли в одни руки, в противоположность свободной… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • МОНОПОЛИЯ — (monopoly) Рыночная структура, при которой на рынке присутствует только один продавец. О естественной монополии можно говорить, если эксклюзивное положение монополиста является результатом либо исключительного права на обладание некоторым… …   Экономический словарь

  • Монополия — (monopoly) Рынок, на котором действует единственный продавец (производитель). В том случае, когда имеется единственный продавец и единственный покупатель, ситуация называется двусторонняя монополия (bilateral monopoly) (cм. также:… …   Словарь бизнес-терминов

  • МОНОПОЛИЯ — исключительное право производства, торговли и т.д., прина длежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; вообще исключительное право на что либо. МОНОПОЛИЕЙ называют также крупную фир му, имеющую решающую роль в какой либо сфере… …   Финансовый словарь

  • монополия — См …   Словарь синонимов

  • Монополия — (в экономике) [monopoly] ситуация на рын­ке, когда фирма, называемая «монополистом«, полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с… …   Экономико-математический словарь

  • МОНОПОЛИЯ — МОНОПОЛИЯ, монополии, жен. (от греч. monos один и poleo продаю). Исключительное право на производство или продажу чего нибудь (юр., экон.). Монополия внешней торговли есть одна из незыблемых основ политики советского правительства. Страховая… …   Толковый словарь Ушакова

  • Монополия — вариант несовершенной конкуренции, при котором на рынке товара (услуги) присутствует один крупный продавец, за счет своего положения способный влиять на цены. Прочие продавцы намного меньше и не в состоянии оказывать влияние на рынок. Частный… …   Банковская энциклопедия

  • МОНОПОЛИЯ — (от моно... и греческого poleo продаю), 1) исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; в широком смысле исключительное право на что либо. 2) Монополия в сфере… …   Современная энциклопедия

  • Монополия — (monos единый и pwlew продаю) по буквальному смыслуисключительное положение, в которое поставлен единственный продавецкакого нибудь товара, раз на него существует более или менее сильныйспрос. Но в таком же положении может находиться и… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Монополия — (от моно... и греческого poleo продаю), 1) исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; в широком смысле исключительное право на что либо. 2) Монополия в сфере… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»